Особенности художественной трактовки трагедии Чернобыля в лирике Лины Костенко.
Вантажиться...
Файли
Дата
2017
Автори
Назва журналу
Номер ISSN
Назва тому
Видавець
Університет імені Альфреда Нобеля
Анотація
В статье рассматриваются особенности художественной трактовки трагедии Чернобыля в поэтическом и публицистическом творчестве Лины Костенко. Чернобыльская тема в произведениях
Лины Костенко составляет основу и центр лирического переживания, образуя законченное произведение. Чернобыльская трагедия настолько глубоко вошла в поэтическое сознание поэтессы, что
даже в произведениях на другую тему возникают воспоминания о Чернобыле, аллюзии на него,
формируется мозаика мысли и чувств поэтессы, обращенных к современной действительности.
Опис
Поэтическое творчество Лины Костенко получило высокую идейно-эстетическую
оценку многих литературоведов и критиков. Так, В. Брюховецкий, автор очерка о Лине Костенко в «Украинской литературной энциклопедии», отметил: «Поэзии Лины Костенко присущи мощное интеллектуальное напряжение, тяготение к афористической меткости выражения ... Творчество Костенко отмечается дисциплинированностью и глубиной мысли, вырастает из проникновенно лирического восприятия мира» [1,
с. 16]. М. Слабошпицкий справедливо считает, что «творчество Лины Костенко ... это афористично точная фраза, редкая стилистическая прозрачность и лирическая одухотворенность ... Лина Костенко – редкий мастер искусства владения словом. Она удивительно органично создает свою звукопись» [2, с. 125]. Валентина Статеева утверждает: «Божий дар –
высокий уровень интеллекта, образованности, поэтический талант и языковую гениальность – Лина Костенко удесятерила постоянной и кропотливой работой над собой, над своим словом, что уже оценено в более чем 100 языковедческих исследованиях, в том числе диссертационных, по лингвостилистике, поэтике, ономастике, лексикологии» [3, с. 56].
Н.И. Бернадская отмечает, что «подчеркнутая философичность – один из отличительных
признаков лирики Л. Костенко. Самоценность и неповторимость человеческого существования, морально-этические поиски отдельной индивидуальности, неистовство современной жизни, её последствия и память истории – вот основная ось художественных размышлений поэтессы, которая по-максималистски, без полутонов и компромиссов, говорит о
ценностях непреходящих и вечных» [4, с. 211].
Ключові слова
чернобыльская тема, этико-философское осмысление, цикличность, проблемно-тематическая общность стихотворения, феномен инкрустации, лирический субъект.