Анненкова, Е.С.2020-03-282020-03-28201810.32342/2523-4463-2018-2-16-12http://ir.duan.edu.ua/handle/123456789/2596Бурное и трагическое начало ХХ в. активизировало развитие такого уникального и неканонического явления, как художественная автобиография, с наибольшей полнотой реализовывавшего свой потенциал в сложные эпохи культурно-исторических трансформаций, катастрофических и решающих изменений жизни целых поколений, народов и государств. Октябрьский переворот 1917 г. для России оказался тем судьбоносным событием, которое разорвало саму «ткань жизни» (Н. Арсеньев) русского общества и стало глобальным онтологическим рубежом для всех представителей русской культуры. Особенно драматически складывались судьбы тех из них, кто решил покинуть родину, не видя для себя возможности жить и творить в изменившейся до неузнаваемости стране, в стране, в которой с циничной жестокостью истреблялись интеллигенция и духовенство, унижалось человеческое достоинство, уничтожалась культура и подавлялись любые проявления свободной мысли.В статье анализируется феномен жанра автобиографии в прозе русских писателей первой волны эмиграции; акцентируется внимание на причинах, признаках и основных векторах модификации автобиографического романа, который рассматривается в свете современных концепций жанра автобиографии С. Дубровского, Ф. Лежена, В. Колонна, П. де Мана.otherавтобиография, автобиографический нарратив, автобиографическая проза, автофикшн, автобиографема.Метаморфоза жанра автобиографии в прозе писателей первой волны русской эмиграции.