Бондаренко, А.А.2020-04-092020-04-09201710.32342/2523-4463-2017-0-14-123-127http://ir.duan.edu.ua/handle/123456789/2995Колокольный звон является одним из важнейших, сквозных мотивов для русской культуры в целом и литературы в частности. Ввиду особого сакрального статуса восприятие колокольного звучания не ограничивается сферой музыкально-эстетического и учитывает значительный историко-культурологический и философский контекст. В ряду литературоведческих исследований, рассматривающих семантику и символику колокольного звона, следует выделить работы Т. Агапкиной, Н. Атамановой, Э. Лассан [1; 2; 3; 4]. Однако творческое наследие М. Горького в этих работах не затрагивается. Между тем колокольное звучание очень важно для понимания символического смысла произведений, формирования звукового пейзажа, для трактовки образов персонажей. Кроме того, мотив колокольного звона является неотъемлемой частью исследования аудиальной составляющей прозы Горького. Анализ последней позволяет понять аудиальную картину мира писателя. Новизна этой работы обусловлена отсутствием специальных исследований, посвященных фоносфере рассказов Горького, включая и мотив колокольного звона. Цель данного исследования – рассмотреть особенности функционирования мотива колокольного звона в цикле «По Руси» (1923), который еще не привлекал внимание ученых в предложенном аспекте. Из 29 рассказов цикла звон колокола упоминается в 10 («Ледоход», «Кладбище», «На пароходе», «Женщина», «В ущелье», «Калинин», «Ералаш», «Вечер у Шамова», «Как сложили песню», «Лёгкий человек»).В статье рассматриваются особенности функционирования мотива колокольного звона на материале цикла М. Горького «По Руси». Колокольное начало присуще и человеку, и природе, связано с жизнью и со смертью, что позволяет рассматривать его как важную составляющую горьковской антропологии и онтологии. Анализ функций колокольного звона важен для понимания символического смысла произведений и особенностей звукового пейзажа, для трактовки образов персонажей. Также актуальна и эмоционально-психологическая функция, так как при помощи той или иной разновидности звучания автор создаёт нужное настроение.otherмотив, звон, колокол, аудиальность, звуковой пейзаж.Мотив колокольного звона в цикле М. Горького «По Руси».