Другой Ричардсон. Новые акценты в восприятии личности и творчества писателя в последние десятилетия ХХ в.
Вантажиться...
Файли
Дата
2017
Автори
Назва журналу
Номер ISSN
Назва тому
Видавець
Університет імені Альфреда Нобеля
Анотація
В статье актуализируются новые представления о личности и творчестве Сэмюэла Ричардсона, утвердившиеся в работах исследователей последних десятилетий ХХ ст. Переосмысливаются
факты биографии, вовлеченность и участие писателя в противоборстве партий вигов и тори. Констатируется убежденность и твердость его политической позиции, осознанный выбор судьбы литератора. Подчеркивается всплеск интереса авангардных литературоведческих школ психоанализа, феминизма, герменевтики, теории читательского отклика, критики культуры к текстам «Шекспира
про-зы». Более гибко и пластично оцениваются свойства стилевой манеры Ричардсона,
монументаль-ный ансамблевый тип мышления, моралистичность, испытываемая сложными
характерами героев, любовная тема, интерес к женскому миру, гендерному противостоянию
персонажей.
Опис
Восьмидесятые годы XX ст. завершаются приметным событием в истории английской культуры: трёхсотлетний юбилей великого Ричардсона неожиданно станет
переломной вехой восприятия наследия писателя. Предвзятое, снисходительно
покровительственное отношение к издателю, печатнику, романисту XVIII в. академической
критики – о чём десятилетием ранее напоминал Марк Кинкид-Уикс [7, с. viii], – сменится
всплеском интереса авангардных литературоведческих школ психоанализа, феминизма,
семиотики, неомарксизма, герменевтики, теории читательского отклика, критики культуры к творчеству «Шекспира прозы», запечатлевшего в своих текстах черты нарождающейся модерности [7, с. 3].
Редакторы памятного сборника «Samuel Richardson: Tercentenary Essays» (1989) Маргарет Дуди и Питер Сэйбор одними из первых почувствовали изменившиеся научные обстоятельства, и в вводных заметках свежо и обстоятельно «выписали» картины прошлого, воссоздали образ незаурядного человека, не только органично слившегося с эпохой,
но и завоевавшего у современников репутацию моралиста, литератора, наделённого неистовым воображением и даром знатока тайников души влюблённых («the Master of the
Heart»). Для Маргарет Дуди и Питера Сэйбора дата рождения Сэмюэла Ричардсона, июль
1689 года (её, по утверждению биографов, Ричардсон подарит любимой героине Клариссе
Гарлоу), окажется пророческой [10, с. 1]. Так, поворотные моменты в его дальнейшей жизни будут нести печать перманентных импульсов обновления, как бы санкционированного Славной Английской революцией, свершившейся годом ранее (1688). Бурная эпоха становления британской государственности во многом определит упорный, свободолюбивый
характер уже в молодые годы снискавшего известность лондонского предпринимателя,
редактора, книгопродавца, спустя время покорившего европейский литературный Олимп.
Ключові слова
монументальность, объемность текстов, энциклопедический тип мышления, полифоничность нравственной атмосферы романов, тема любви, стихия обыденности, герои�праведники и имморалисты.